Форум · Книга отзывов · Блог · Архив документов

О нас

ErmakovS - это образовательный портал по Экономике

Наша команда имеет огромный опыт предоставления образовательных услуг в области экономики. Наши материалы помогут вам лучше разобраться с экономической теорией, мы всегда открыты для общения

Начала экономики

Начала экономики - это Учебный курс, адаптированный для программы 5-6 классов общеобразовательной школы

Экономическая сказка

• Кто такая Волшебница Экономика
• Урок 1. О короле и Волшебнице Экономике
• Урок 2. Королевское ли слово "Потребность"
• Урок 3. О злой Фее Ограниченности
• Урок 4. Каждому приходится выбирать
• Урок 5. Как Король узнал, что он Потребитель
• Урок 6. Как Король поспорил с Волшебницей и что из этого вышло

Рабочая тетрадь

• Урок 2. Задания на тему Потребность

Методическое пособие

• Оценка знаний по экономике
• Вводный урок по экономике

Материалы по курсу Начала Экономики

Библиотека знаний

С чего начинать изучать экономику

Микроэкономика

• Урок 1. (часть 1). Основы теории спроса
• Урок 1. (часть 2). Основы теории предложения
• Урок 1.1. Классификация благ
• Урок 1.2. Кривые рыночного спроса и предложения
• Задания по теме Спрос
• Урок 2. Прямая эластичность спроса
• Урок 2.1. Эластичность и Выручка
• Задания по теме Эластичность спроса
• Задания по теме Эластичность спроса по доходу

Макроэкономика

• Урок 1. Макроэкономическое равновесие
• Урок 2. Равновесие на рынке товаров и услуг
• Задания по теме Равновесие на рынке товаров и услуг

Задания по Экономике

Деловые игры по Экономике

• Большая экономическая игра
• Домашнее задание по экономике. Часть 1
• Домашнее задание по экономике. Часть 2
• Конкурсы по экономике

Контакты

Наиболее надежный способ связи с нами - по !



Урок 1. (часть 1). Основы теории Спроса

На первом уроке, который состоит из двух частей, мы постараемся максимально широко раскрыть два фундаментальных понятия экономики - "Спрос" и "Предложение".
Эти термины лежат в основе многих экономических моделей и служат отправной точкой в анализе поведения экономических агентов.

Что такое спрос?

С самого начала изучения экономического понятия "Спрос" необходимо сразу ввести четкое математическое определение этого термина:

Спрос -

это количества блага, которые потребители хотят и могут купить при данных ценах



Из этого определения следует, что
  • Во-первых, спрос - это количество, значит измеряется он в единицах блага (в штуках, килограммах, литрах и тп, а не в людях или абстрактных величинах).
  • Во-вторых, для существования спроса необходимо одновременное существование и желания, и возможности приобрести благо.
  • В-третьих (что самое главное), для нахождения спроса на некоторое благо, мы должны последовательно выяснить, какое количество этого блага потребители хотят и могут купить при каждой цене в диапазоне от 0 до бесконечности.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. (КОГДА ВОЗНИКАЕТ СПРОС?)

Рассмотрим некого индивида, находящегося в своей квартире. Время близится к вечеру и у него возникает потребность: "поужинать". Эту потребность можно удовлетворить множеством разных способов. Индивид останавливается на варианте: "поход в китайский ресторан, который находится за углом его дома". В тот момент, когда он понимает, что у него есть достаточно денег, чтобы оплатить ужин, и он может просто одеться и пойти в ресторан, возникает спрос "на ужин в китайском ресторане".
Неожиданно данный потребитель понимает, что он не может открыть свою входную дверь и придется ждать, пока не вернется с работы его жена и не откроет дверь снаружи.
Меняется ли в этот момент спрос на ужин в ресторане данного индивида?
Ответ:

Следует различать два экономических понятия: "спрос" и "величина спроса".

Величина спроса -

это количество блага, которое покупатели хотят и могут купить при данной цене


Важный момент в том, что "величина спроса" отражает "спрос" при одной конкретной цене. На графике величина спроса (Qd) представляет собой одну конкретную точку, в то время, как график спроса (D) - это линия.

Закон спроса

гласит, что между величиной спроса и ценой (P) существует обратная зависимость.



Экономические законы редко когда имеют строгое в математическом смысле доказательство, чаще всего они обосновываются наблюдениями из жизни. Для подтверждения закона спроса существуют, так называемые, Эффекты спроса.
График спроса (общий вид)

Формулировка основных Эффектов спроса приводится в скрытом виде.

Показать/скрыть текст об Эффектах спроса
 

ВОПРОС. (ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА)

Как изменяется спрос при увеличении цены товара в два раза?
Ответ:
 
Эффекты спроса объясняют действие закона спроса - изменение величины спроса при изменение цены товара, то есть движение вдоль кривой спроса. Изменение спроса, то есть сдвиг самой кривой спроса, связано с действием факторов (детерминантов) спроса. Они позволяют объяснить изменение величины спроса при неизменной цене.

Факторы спроса

Существует достаточно много разных факторов спроса, но наиболее значимыми из них являются следующие:
  • Доход потребителей
  • Вкусы и предпочтения потребителей (мода)
  • Цены товаров-субститутов (или товаров-заменителей) и товаров-комплиментов (товаров-дополнителей)
  • Ожидания потребителей изменения цен или доходов
  • Количество потребителей
Действие второго фактора логически более менее понятно. Классические примеры воздействия изменения вкусов и предпочтений потребителей на спрос на различные товары описываются, так называемыми, новостями: "эксперты сообщили, какие кроссовки полезнее покупать детям", "стало известно о большом количестве полезных веществ, содержащихся в козьем молоке" и тд.
Что касается изменения дохода, то он имеет неоднозначное влияние на спрос. Увеличение дохода может, как увеличить, так и уменьшить или не изменить спрос на определенное благо. Подробнее об этих ситуациях мы поговорим в уроке, посвященном эластичности спроса.
Также не всегда однозначно влияют на спрос ожидания изменения цен и доходов. Все зависит от вида рассматриваемых благ и конкретной ситуации. Подробнее об этих ситуациях мы поговорим в уроке, посвященном эластичности спроса. Тогда же будет рассмотрено и влияние на спрос субститутов и комплементарных товаров

ЧИСЛОВОЙ ПРИМЕР. (ЗАПИСЬ ФУНКЦИИ СПРОСА)

Рассмотрим стандартную линейную функцию индивидуального спроса: (1) Qd(P) = 100 - P. Означает ли это, что согласно этой функции величина спроса (Qd) отрицательная при P>100? Определенно нет, так как теоретически Qd не может быть отрицательным. Принято считать, что Qd=0 при P>0, но для того, чтобы каждый раз не загромождать задание, это условие опускается.
Таким образом каждая линейная функция спроса в идеале должна задаваться системой, состоящей из, как минимум, двух условий. В нашем примере: (2) Функция спроса.
Пусть стало известно, что спрос увеличивается на 20 ед. Давайте попробуем записать новую функцию спроса для этого случая. Для этого увеличим Qd на 20 при каждом значении цены (P): (3) Функция спроса
Давайте проделаем ту же самую операцию для функции спроса заданной в стандартном виде (1): (4) Q2(P) = Qd(P) + 20 = 120 - P. Получилась совсем другая функция, которая может быть задана системой: (5)Функция спроса.
Однако возможен и еще один вариант задания новой функции спроса после указанного изменения, если мы предполагаем, что максимальная цена (Pmax), которую готов заплатить индивид за данный товар, не меняется и остается на уровне 100: (6)  Функция спроса.
И все же, какой из трех вариантов новой функции спроса является правильным в данной ситуации (3), (5) или (6)? Если для нас дополнительно не уточнено изменение поведения индивида при P>100, то правильным является вариант (6), который предполагает изменения величины спроса только на диапазоне цен от 0 до 100.
В большинстве случае при решении олимпиадных задач или тестов не требуется записывать функцию спроса в виде системы, однако в решении существенной части заданий использование этого вида задания функции спроса необходимо.



Работает на: Amiro CMS