Урок 1. (часть 1). Основы теории Спроса
На первом уроке, который состоит из двух частей, мы постараемся максимально широко раскрыть два фундаментальных понятия экономики - "Спрос" и "Предложение".
Эти термины лежат в основе многих экономических моделей и служат отправной точкой в анализе поведения экономических агентов.
Что такое спрос?
С самого начала изучения экономического понятия "Спрос" необходимо сразу ввести четкое математическое определение этого термина:
Спрос -
|
это количества блага, которые потребители хотят и могут купить при данн ых цен ах
|
Из этого определения следует, что
- Во-первых, спрос - это количество, значит измеряется он в единицах блага (в штуках, килограммах, литрах и тп, а не в людях или абстрактных величинах).
- Во-вторых, для существования спроса необходимо одновременное существование и желания, и возможности приобрести благо.
- В-третьих (что самое главное), для нахождения спроса на некоторое благо, мы должны последовательно выяснить, какое количество этого блага потребители хотят и могут купить при каждой цене в диапазоне от 0 до бесконечности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. (КОГДА ВОЗНИКАЕТ СПРОС?)
Рассмотрим некого индивида, находящегося в своей квартире. Время близится к вечеру и у него возникает потребность: "поужинать". Эту потребность можно удовлетворить множеством разных способов. Индивид останавливается на варианте: "поход в китайский ресторан, который находится за углом его дома". В тот момент, когда он понимает, что у него есть достаточно денег, чтобы оплатить ужин, и он может просто одеться и пойти в ресторан, возникает спрос "на ужин в китайском ресторане".
Неожиданно данный потребитель понимает, что он не может открыть свою входную дверь и придется ждать, пока не вернется с работы его жена и не откроет дверь снаружи.
Меняется ли в этот момент спрос на ужин в ресторане данного индивида?
Ответ:
Да, меняется. Спрос перестает существовать, так как перестает выполняется одно из условий существования спроса на благо - наличие возможности (в данном примере физической возможности).
|
Следует различать два экономических понятия: "спрос" и "величина спроса".
Величина спроса -
|
это количество блага, которое покупатели хотят и могут купить при данной цене
|
Важный момент в том, что "величина спроса" отражает "спрос" при одной конкретной цене. На графике величина спроса (Qd) представляет собой одну конкретную точку, в то время, как график спроса (D) - это линия.
Закон спроса
|
гласит, что между величиной спроса и ценой (P) существует обратная зависимость.
|
Экономические законы редко когда имеют строгое в математическом смысле доказательство, чаще всего они обосновываются наблюдениями из жизни. Для подтверждения закона спроса существуют, так называемые, Эффекты спроса. |
|
Формулировка основных Эффектов спроса приводится в скрытом виде.
Два основных эффекта спроса - это "Эффект дохода" и "Эффект замещения". Каждый из них показывает почему типичный потребитель снижает (увеличивает) величину своего спроса на определенное благо при увеличении (снижении) цены на него.
Эффект дохода
|
Пусть доход потребителя и цены других товаров неизменны, тогда при увеличении (уменьшении) цены данного товара, потребитель начинает чувствовать себя относительно "беднее" ("богаче"  и стремиться уменьшить (увеличить) потребление данного товара.
|
Эффект замещения
|
Пусть доход потребителя и цены других товаров неизменны, тогда при увеличении (уменьшении) цены данного товара, он становится относительно дороже (дешевле), и потребитель стремиться уменьшить (увеличить) потребление данного товара.
|
Показать/скрыть текст об Эффектах спроса
ВОПРОС. (ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА)
Как изменяется спрос при увеличении цены товара в два раза?
Ответ:
Никак, так как при изменении цены меняется Величина спроса, а не Спрос. На графике это изменение отражается движением от одной точки на кривой Спроса (Po;Qo) к другой (P1;Q1), сама же кривая остается неизменной.
Однако сам по себе вопрос остается достаточно интересным, если мы заменим слово Спрос на Величину спроса. Подробнее он будет рассмотрен в уроке, посвященном эластичности спроса.
|
Эффекты спроса объясняют действие закона спроса - изменение величины спроса при изменение цены товара, то есть движение вдоль кривой спроса. Изменение спроса, то есть сдвиг самой кривой спроса, связано с действием факторов (детерминантов) спроса. Они позволяют объяснить изменение величины спроса при неизменной цене.
Факторы спроса
Существует достаточно много разных факторов спроса, но наиболее значимыми из них являются следующие:
- Доход потребителей
- Вкусы и предпочтения потребителей (мода)
- Цены товаров-субститутов (или товаров-заменителей) и товаров-комплиментов (товаров-дополнителей)
- Ожидания потребителей изменения цен или доходов
- Количество потребителей
Действие второго фактора логически более менее понятно. Классические примеры воздействия изменения вкусов и предпочтений потребителей на спрос на различные товары описываются, так называемыми, новостями: "эксперты сообщили, какие кроссовки полезнее покупать детям", "стало известно о большом количестве полезных веществ, содержащихся в козьем молоке" и тд.
Что касается изменения дохода, то он имеет неоднозначное влияние на спрос. Увеличение дохода может, как увеличить, так и уменьшить или не изменить спрос на определенное благо. Подробнее об этих ситуациях мы поговорим в уроке, посвященном эластичности спроса.
Также не всегда однозначно влияют на спрос ожидания изменения цен и доходов. Все зависит от вида рассматриваемых благ и конкретной ситуации. Подробнее об этих ситуациях мы поговорим в уроке, посвященном эластичности спроса. Тогда же будет рассмотрено и влияние на спрос субститутов и комплементарных товаров
ЧИСЛОВОЙ ПРИМЕР. (ЗАПИСЬ ФУНКЦИИ СПРОСА)
Рассмотрим стандартную линейную функцию индивидуального спроса: (1) Qd(P) = 100 - P. Означает ли это, что согласно этой функции величина спроса (Qd) отрицательная при P>100? Определенно нет, так как теоретически Qd не может быть отрицательным. Принято считать, что Qd=0 при P>0, но для того, чтобы каждый раз не загромождать задание, это условие опускается.
Таким образом каждая линейная функция спроса в идеале должна задаваться системой, состоящей из, как минимум, двух условий. В нашем примере: (2)  .
Пусть стало известно, что спрос увеличивается на 20 ед. Давайте попробуем записать новую функцию спроса для этого случая. Для этого увеличим Qd на 20 при каждом значении цены (P): (3) 
Давайте проделаем ту же самую операцию для функции спроса заданной в стандартном виде (1): (4) Q2(P) = Qd(P) + 20 = 120 - P. Получилась совсем другая функция, которая может быть задана системой: (5) .
Однако возможен и еще один вариант задания новой функции спроса после указанного изменения, если мы предполагаем, что максимальная цена ( Pmax), которую готов заплатить индивид за данный товар, не меняется и остается на уровне 100: (6)  .
И все же, какой из трех вариантов новой функции спроса является правильным в данной ситуации (3), (5) или (6)? Если для нас дополнительно не уточнено изменение поведения индивида при P>100, то правильным является вариант (6), который предполагает изменения величины спроса только на диапазоне цен от 0 до 100.
В большинстве случае при решении олимпиадных задач или тестов не требуется записывать функцию спроса в виде системы, однако в решении существенной части заданий использование этого вида задания функции спроса необходимо.
|
|