Урок 1. (часть 2). Основы теории предложения
На первом уроке, который состоит из двух частей, мы постараемся максимально широко раскрыть два фундаментальных понятия экономики - "Спрос" и "Предложение".
Эти термины лежат в основе многих экономических моделей и служат отправной точкой в анализе поведения экономических агентов.
Что такое предложение?
Для того чтобы состоялась сделка купли-продажи какого-либо блага необходимо, по крайней мере, два агента: покупатель и продавец. Действия продавца и покупателя обладают свойством симметрии. Все, что мы говорили о спросе, относится и к предложению, только с обратным знаком. Зная это, вы можете сами попробовать дать определения таких понятий, как «предложение», «величина предложения», «закон предложения». Факторы, влияющие на предложение и график предложения тоже во многом схожи с аналогичными понятиями, встречающимися в теме "Спрос". Попробуйте записать их сами, а уже потом проверить себя скрытому тексту.
Предложение -
|
это количества блага, которые производители хотят и могут продать при данных ценах
|
Величина предложения -
|
это количество блага, которое производители хотят и могут продать при данной цене
|
Закон предложения
|
гласит, что между величиной предложения (Qs) и ценой (P) существует прямая зависимость.
|
Факторы предложения:
- Цены факторов производства
- Налоги и субсидии
- Технологии
- Цены товаров-субститутов и товаров-комплиментов в производстве или в потреблении
- Ожидания производителей
- Количество производителей
|
|
Показать/скрыть текст
Кривая предложения (S) на графике задает нижние границы цен (P), по которым производители готовы продавать определенный объем продукции (Q). Это означает, что теоретически (если кто-нибудь им предложит такие варианты) производители будут готовы согласиться продать свою продукцию не только в точках, принадлежащих кривой S, но и в точках, которые лежат выше этой кривой. Другими словами, сама кривая S задает область возможных продаж определенного блага.
Таким образом, достаточно определить точки, которые лежат на самой кривой предложения, чтобы выяснить все множество точек, которые соответствуют желаниям и возможностям производителей продать свою продукцию.
|
|
ВОПРОС. (ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
Предположим, вы хотите продать мне свой сотовый телефон. Поэтому будет логично, если я спрошу вас: По какой цене вы готовы это сделать?
Можно только догадываться в какую цену вы его оценили, диапазон может быть от 0 до миллионов! При разговоре с любыми другими продавцами телефонов я также столкнулся бы с большим количеством вариантов ответов. При этом понятно, что любой из продавцов будет называть цену повыше в надежде, что я соглашусь купить его продукт по этой цене. При этом очень вероятно, что если такого согласия между нами не будет, то первоначально названная цена будет снижена. В самом деле, если кто-то готов продать свой телефон за миллион долларов, то это не значит, что он не согласится отдать его и за несколько меньшую сумму.
Поиск взаимоприемлемой цены между покупателем и продавцом может затянуться на длительное время. Я мог бы избежать всех этих проблем, если бы правильно сформулировал первоначальный вопрос.
Какой должна быть, в таком случае, его формулировка?
Ответ:
При разговоре с продавцами нам следует попробовать уточнить минимальную цену, по которой они хотят и могут продать свой продукт. Такая цена и будет называться ценой предложения.
К сожалению, такой вопрос сработает только если продавец сообщит правдивый ответ.
|
Функция предложения
Введем линейную функцию предложения (S) в общем виде: (1) Qs(P) = a + bP.
Умение работать с функциями, заданными в общем виде, является очень полезным навыком и позволяет существенно расширить арсенал умений, которые нужны для решения при выполнении олимпиадных заданий. В первую очередь обратим внимание, что положительный знак между величиной предложения (Qs) и ценой (P) отражает условие ранее сформулированного закона предложения. Проверка выполнения этого закона очень часто помогает избежать ненужных ошибок в решении задач или тестовых вопросов.
В общем виде положение линейной функции задается двумя параметрами - константой a и угловым коэффициентом b. Как мы отметили в Числовом примере с функцией спроса, в развернутом она виде должна задаваться с помощью системы уравнений, для исключения случаев, когда Q оказывается меньше 0, так как это не соответствует экономическому смыслу, вкладываемому в понятие Величина спроса. Для функции предложения данная проблема усугубляется тем, что точка пересечения кривой S может быть как на положительном, так и на отрицательном участке оси P (см. рисунок). При соответствующих значения параметра a существует математическая возможность, что как Qs, так и P примут отрицательные значения. Чтобы избежать этого необходимо правильно записать систему уравнений, задающих функцию предложения.
На рисунке можно увидеть 3 возможных положения линейной кривой предложения - S1 (a=0), S2 (a>0) и S3 (a<0). Можем ли мы утверждать, что какие-либо из этих вариантов однозначно являются экономически необоснованными?
Никаких затруднений в обосновании S1 нет, так как согласно ей продавцы хотят и могут предлагать к продаже продукцию при любой положительной цене. Следуя кривой S3, становится понятно, что при ценах ниже P1 величина предложения равна 0, что также является вполне объяснимым. Для обоснования S2 нам придется предположить, что продавцы готовы бесплатно отдавать любое количество товара в диапазоне от 0 до Q2. Несмотря на то, что это достаточно сильное предположение, во многих задачах и тестовых вопросах можно встретить подобный вид кривой предложения, с которым можно работать также, как и с другими.
Развернутый вид функции предложения S3 задается с помощью системы: (2)  . Функцию предложения S1 можно записать без использования системы: (3) Qs1(P) = bP.
Однако вид функции S3 будет отличаться от всего, что мы видели раньше. Для того, чтобы правильно составить систему нам потребуется выразить P от Qs таким образом: (4) Ps(Q) = -a/b + 1/b*Q. Тогда развернутый вид будет: (5) 
ЧИСЛОВОЙ ПРИМЕР. (СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
Рассмотрим функцию предложения одной фирмы по производству пиротехнической продукции, которая задается линейной функцией (6) Qs(P) = -100 + 2P. Так как константа отрицательная, то мы имеет функцию вида S3, которая в развернутом виде записывается согласно (2). Кроме того, для решения задачи нам может понадобиться обратная форма функции предложения, когда цена предложения (Ps) выражается через Q: (7) Ps(Q) = (Q + 100)/2 = 0,5Q + 50. Согласно этой функции определяется минимальная цена, по которой данная фирма захочет и сможет продать определенное количество своей продукции.
- Предположим, что фирма вынуждена снизить объемы производства на 50 единиц, так как ей негде хранить произведенную продукцию.
Как это событие отразится на функции предложения (S)? Для того, чтобы найти новую функцию S необходимо воспользоваться соотношением (8) Qs2(P) = Qs(P) - 50: Qs2(P) = -100 + 2P - 50 = -150 + 2P. На графике данное изменение выразится движением кривой предложения влево ровно на 50 единиц при каждом значении цены.
- А теперь представим,что данному производителю предлагают в аренду складское помещение на условиях выплаты 25 денежных единиц за каждую складируемую продукцию.
Как в этом случае изменится функция предложения (S)? Часть денег (25 ден. ед.), полученных от покупателей за продажу каждой единицы продукции, производитель вынужден будет отдать в виде арендных платежей, то есть (9) Qs3(P) = Qs(P-25): Qs3(P) = -100 + 2*(P-25) = -150 + 2P. То есть данное событие привело к аналогичному результату
- Владельцы складских помещений выяснили, что маловероятно заключить контракт с производителем на ранее оговоренных условиях, и предложили выплачивать в качестве арендной платы 25% стоимости каждой проданной единицы продукции.
Как в этом случае записать новую функцию предложения (S)? Фирма вынуждена отдавать долю цены, которую она получает от покупателей: (10) Qs4(P) = Qs(P-0,25P): Qs4(P) = -100 + 2*(P - 0,25P) = -100 + 1,5P. Данная схема оплаты приведет к изменению наклона кривой предложения (S).
- Преположим, что производитель может выбрать любую из предложенных ему схем оплаты.
Какой выбор ему следует сделать, если он стремиться допустить минимальное падение предложения своей продукции? Очевидно, что производителю выгодно выбирать процентную схему оплаты при более низких ценах на свою продукцию, так как если цены будут выше 100, то, выплачивая 25%, она заплатит больше 25 ден. ед. В этом случае функция предложения будет: (11) 
В качестве иллюстрации всех изменений функции предложения три графика:
|
|