С чего начать изучать экономику?
Больше всего мне нравится заниматься подготовкой школьников к олимпиадам. Мы не ограничены программой курса и можем себе позволить углубляться в любые темы. Подготовка к олимпиаде специфична тем, что требует более тщательного изучения предмета, а значит, заставляет более глубоко анализировать экономическую теорию. Вместе с тем, работа со студентами и магистрами по целому ряду экономических дисциплин не менее интересна, и очень сильно помогает самому разобраться в предмете.
За почти 5 лет работы профессиональным репетитором у меня накопилось огромное количество методических материалов по экономической теории. Сейчас, когда у нас появился собственный сайт, появилась возможность попробовать структурировать весь накопленный материал и изложить его в открытом доступе с тем, чтобы им могли пользоваться все, кому это покажется интересным.
Я искренне надеюсь, что наши материалы окажутся полезным, как для школьников, так и для студентов экономических ВУЗов, а также начинающих и опытных преподавателей экономики.
Как мне кажется, содержание разделов «Введение» большинства классических учебников по экономике создают ложное впечатление о том, что экономика является скучным предметом. Абстрактные рассуждения о базовых экономических понятиях и моделях редко когда бывают интересными в отрыве от самих моделей. В большинстве учебников по микроэкономике такой моделью является КПВ. Это очень интересная модель. Мне она по-настоящему нравятся, и на ее основе можно придумать очень много занимательных задач. Но в самом начале изучения она достаточно сильно оторвана от другого материала курса микроэкономики, как содержательно, так и на уровне используемого математического аппарата. К тому же, она редко когда дается легко, если рассматривается на первых занятиях, когда ученики еще не совсем вникли в суть предмета. Это приводит к полному непониманию ими сути модели и ставит под сомнение всю дальнейшую работу над курсом микроэкономики. Поэтому я предпочитаю давать эту модель значительно позже, как дополнительный материал.
C какой темы стоит начинать изучение экономики?
Есть три возможных варианта ответа на этот вопрос, выбор из которых зависит от ряда факторов – начальной подготовки ученика, его личным интересам в экономике, а также временных ограничениях вашей работы:
- Раздел «Спрос, предложение и рынок». Позволяет быстро развить экономическое мышление, ввести понятийный аппарат, необходимый для дальнейшего изучения экономической теории, а также получить навыки работы с экономическими моделями, графиками, формулами.
- Раздел «Типы рыночных структур: совершенная конкуренция и монополия». Позволяет быстро проверить текущий уровень ученика. Кроме того, эта тема является, по сути, основной в курсе школьной микроэкономике и ее понимание чрезвычайно важно для успешного выступления на олимпиадах.
- Раздел «Макроэкономическое равновесие и кругооборот доходов и расходов в экономике». Закладывает объемное представление о структуре взаимоотношений экономических агентов. К тому же, многие макроэкономические модели часто даются легче и являются более понятными, чем микроэкономические. Зачастую переход от них на микроуровень проходит менее болезненно, чем наоборот.
Свои материалы по экономике мы начнем выкладывать с классического варианта, с раздела «Спрос, предложения и рынок». Дальше будем продвигаться в сторону анализа фирмы и типов рыночных структур, рассмотрим рынки ресурсов (труда и капитала), разберем основные провалы рынка, и дополним это все темой, посвященной КПВ.
|